Cеминар-практикум «Предупреждение асоциального поведения учащихся и детей «группы риска»»

23.03.2016 г. на базе филиала «Фортуна» Центра дополнительного образования детей и юношества Кировского района прошел семинар-практикум «Предупреждение асоциального поведения учащихся и детей «группы риска»» в котором приняли участие социальные педагоги школ Кировского района и учителя начальной военной и медико-санитарной подготовки Кировского, Петровского и Куйбышевского районов города Донецка, всего было участников 71 человек. Целью семинара было повышение профессионального уровня социальных педагогов и учителей по вопросу профилактики и предупреждения асоциального поведения учащихся и детей «группы риска».
Выбранная тема на сегодняшний день очень актуальна и своевременна.
Перемены, происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи, наркомания, алкоголизм.     Негативные формы девиаций являются социальной патологией. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка. Главная задача профилактической работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка и помочь ему захотеть  изменить своё поведение.
Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения.
ЗОЖ, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности и способности к осознанному выбору  у ребенка – то, что определяет основные направления деятельности дополнительного образования по профилактике асоциального поведения.
В ходе  семинара выработана стратегия совместной деятельности  социальных педагогов и учителей для решения  духовно – нравственной проблемы наших воспитанников.
Во время работы семинара были определены направления работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся, раскрыты психолого – педагогические особенности асоциального поведения воспитанников и детей «группы риска» и представлен опыт педагогов филиала «Фортуна» в условиях обновленного содержания дополнительного образования.
Был представлен теоретический материал по проблеме асоциального поведения в современном обществе, аспекты профилактики и предупреждения асоциального поведения, раскрыты такие понятия как «девиантное и делинквентное поведение», «дезадаптация», «профилактика», «нравственность», «духовность», «ответственность».
Участники семинара получили практический материал в работе с данной категорией детей:
     - игры  «Расскажи мне обо мне», «Магическое «если бы»» и  арт-терапевтическая импровизация «Открой себя заново»  проведенные  соц. педагогом Кислун Ю.А. были направлены на развитие навыков коллективной работы, самоанализа участников семинара, преодоление внутренних барьеров, страхов и неуверенности перед группой, аргументированному отказу в любой конфликтной ситуации;
    -  руководитель творческого образцового театрального коллектива «Оле-Лукойе»  Шаталова Т.А.  обучила приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, способам выражения гнева, агрессии в приемлемой форме через игру «Блокада вербальной агрессии»;
    - тренинговое упражнение «Умеем ли мы сотрудничать» подготовленное методистом СПС  Карпинской А.А. помогло сформировать четкое понятие «Семья», «Школа», «Улица», «Дополнительное образование» и вместе  с участниками семинара  определить роль каждого из социальных институтов в формировании личности воспитанников;
Особый интерес у участников семинара вызвало упражнение–погружение «Свеча» проведенное руководителем творческого объединения «Лада» Полозовой Е.В., оно помогло раскрыть преимущества работы с притчей, ее роль в нравственно-духовном воспитании и продемонстрировать технологичность использования притч в профилактической работе. Нести огонь духовности и нравственности, который горит в наших сердцах, делится огнем с семьей, родными и окружающими. Представленный практический материал помог педагогам понять,  что все огоньки, которые можно зажечь, согреют нас, свеча каждого будет гореть всегда!  
В заключении был представлен участникам семинара спектакль театра «Оле-Лукойе»  «У войны не женское лицо», целью которого ставилось нравственно – патриотическое воспитание молодежи и детей.

Практический опыт коллектива филиала ЦДОДЮ помог повысить научно-методический уровень участников по проблеме семинара, освоить практические методики профилактики и предупреждения асоциального поведения учащихся и детей «группы риска», повысил уровень мотивации у педагогов к обновлению содержания своей работы.