23.03.2016
г. на базе филиала «Фортуна» Центра дополнительного образования детей и юношества
Кировского района прошел семинар-практикум «Предупреждение
асоциального поведения учащихся и детей «группы риска»» в котором приняли
участие социальные педагоги школ Кировского района и учителя начальной военной
и медико-санитарной подготовки Кировского, Петровского и Куйбышевского районов
города Донецка, всего было участников 71
человек. Целью семинара было повышение
профессионального уровня социальных педагогов и учителей по вопросу
профилактики и предупреждения асоциального поведения учащихся и детей «группы
риска».
Выбранная тема на сегодняшний день очень актуальна и
своевременна.
Перемены,
происходящие в нашем обществе во всех сферах жизни, не могут не оказывать
влияния на область обучения и воспитания детей и подростков. Подростковые
модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как
низкая успеваемость в школе, ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи,
наркомания, алкоголизм. Негативные
формы девиаций являются социальной патологией. Они дезорганизуют систему,
подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности
самого подростка. Главная задача профилактической
работы – найти «ключик» к пониманию «трудного» ребёнка и помочь ему захотеть изменить своё поведение.
Только системной работой и при соблюдении единства
всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный
педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в
коррекции асоциального поведения.
ЗОЖ,
активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности
детских объединений и кружков по интересам, формирование толерантности и
способности к осознанному выбору у ребенка – то, что определяет основные
направления деятельности дополнительного образования по профилактике
асоциального поведения.
В ходе семинара выработана стратегия совместной
деятельности социальных педагогов и
учителей для решения духовно –
нравственной проблемы наших воспитанников.
Во время работы
семинара были определены направления работы по профилактике и
предупреждению асоциального поведения учащихся, раскрыты психолого – педагогические особенности асоциального
поведения воспитанников и детей «группы риска» и представлен опыт педагогов филиала «Фортуна» в условиях обновленного
содержания дополнительного образования.
Был представлен теоретический
материал по проблеме асоциального поведения в современном
обществе, аспекты профилактики и
предупреждения асоциального поведения, раскрыты такие понятия как «девиантное и делинквентное поведение»,
«дезадаптация», «профилактика», «нравственность», «духовность»,
«ответственность».
Участники
семинара получили практический материал в работе с данной категорией детей:
- игры «Расскажи мне обо мне», «Магическое «если бы»»
и арт-терапевтическая импровизация
«Открой себя заново» проведенные соц. педагогом Кислун Ю.А. были направлены на
развитие навыков коллективной работы, самоанализа участников семинара,
преодоление внутренних барьеров, страхов и неуверенности перед группой,
аргументированному отказу в любой конфликтной ситуации;
- руководитель творческого образцового
театрального коллектива «Оле-Лукойе»
Шаталова Т.А. обучила приемам
саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, способам выражения
гнева, агрессии в приемлемой форме через игру «Блокада вербальной агрессии»;
- тренинговое упражнение «Умеем ли мы
сотрудничать» подготовленное методистом СПС Карпинской А.А. помогло сформировать четкое
понятие «Семья», «Школа», «Улица», «Дополнительное образование» и вместе с участниками семинара определить роль каждого из социальных
институтов в формировании личности воспитанников;
Особый интерес у
участников семинара вызвало упражнение–погружение «Свеча» проведенное
руководителем творческого объединения «Лада» Полозовой Е.В., оно помогло раскрыть преимущества работы с притчей, ее роль в
нравственно-духовном воспитании и продемонстрировать технологичность
использования притч в профилактической работе. Нести огонь
духовности и нравственности, который горит в наших сердцах, делится огнем с
семьей, родными и окружающими. Представленный практический материал помог
педагогам понять, что все огоньки,
которые можно зажечь, согреют нас, свеча каждого будет гореть всегда!
В заключении был
представлен участникам семинара спектакль театра «Оле-Лукойе» «У войны не женское лицо», целью которого
ставилось нравственно – патриотическое воспитание молодежи и детей.
Практический опыт
коллектива филиала ЦДОДЮ помог повысить научно-методический уровень участников
по проблеме семинара, освоить практические методики профилактики и
предупреждения асоциального поведения учащихся и детей «группы риска», повысил
уровень мотивации у педагогов к обновлению содержания своей работы.